Понятие диверсификации

Еще не так давно многие отечественные предприятия, работающие по самым разным направлениям, пользовались государственной поддержкой. Однако в конце прошлого века ситуация кардинально изменилась, и сегодня, как рассказывает Александр Эрнестович Вознесенский – эксперт в области стратегического развития, многие промышленники все еще находятся в процессе поиска оптимального решения финансовых вопросов. Одним из таких решений может стать диверсификация.

С данным понятием наши соотечественники познакомились еще в самом начале перехода к рыночной экономике. И для большинства оно означает лишь необходимость вкладывать собственные средства в разные объекты для снижения риска возможных потерь. Однако на уровне предприятия диверсификация рассматривается намного шире. В частности, специалисты рассматривают это экономическое понятие как развитие новых областей производства вне зависимости от связи с уже имеющимися. Либо же – как грамотное перераспределение внутренних ресурсов по имеющимся направлениям деятельности с целью повышения рентабельности предприятия.

Рисковать с освоением новых финансовых и промышленных пространств готовы далеко не все предприниматели, поэтому в нашей стране до сих пор наиболее распространена вторая из упомянутых схем. В частности, «Деловой Петербург» уже не раз рассказывал о ведущих предприятиях в той или иной отрасли, которые сужали спектр своих интересов до одного-двух направлений. Такая политика в большинстве случаев принимается на временной основе, однако с ее помощью, по словам Александра Вознесенского, можно в сравнительно короткие сроки стать лидером в своей области. И уже после достижения финансовой стабильности можно с уверенностью заниматься расширением продуктовой линейки или освоением новых направлений.

Следует признать, что наш эксперт знает, о чем говорит. Под его руководством известный петербургский производитель авиационных моторов произвел в свое время диверсификацию, заключающуюся в усилении серийного производства и временном сокращении научно-исследовательских опытно-конструкторских работ. Такой расклад позволил громадному предприятию пережить сложные времена и мировой экономический кризис, оставив за собой звание ведущей компании отрасли. И уже сегодня, как говорит Александр Эрнестович Вознесенский, можно говорить об обратном смещении акцента на научные разработки. Так что, диверсификация предприятия как способ борьбы с финансовыми затруднениями доказала свою эффективность на практике.