Михаил Веллер: «С вершины все тропы ведут вниз»
Загрузка…
Материалы по теме
Майк Тайсон теперь не морды бьет, а книги пишет
Боксер Майк Тайсон станет членом Союза писателей России
Юрий Поляков рассказал о Михаиле Ульянове, Марке Захарове и Татьяне Дорониной
Книга, как сразу же обозначил Михаил Иосифович, не является ни сборником статей, ни эссе, – такого жанра вообще не существует, но нечто похожее уже было двести лет назад: Томас Карлейль писал вроде бы историко-политические книги, но очень живым и доступным словом. Ведь, действительно, происходящее в жизни гораздо интереснее того, что выдумывается писателем «из головы».
Насчет будущего сейчас никто не уверен, совсем мало оптимистических сценариев, и даже те, которые есть, представляют из себя аморфное «прекрасное далёко» – мягкое, розовое, сладкое и вкусное. Только верим ли мы в такое оптимистическое «хорошо»?
Почему же гибнет наша цивилизация?
Веллер начинает общение с читателями с повествования о… любви и нашем отношении к ней. О любви много писали и пишут, предполагается, что это прекрасное чувство может возникнуть только у высокодуховной личности, но сила чувства совсем не зависит от умения изящно излагать их в словах и поступках.
С точки зрения элементарной логики, любовь – это психологический мотивационный механизм репродуктивной функции человека. Но почему же в течение почти всей человеческой истории к любви относились с огромным уважением и почтением, возвышали и поэтизировали ее – «прекрасность влюбленных олицетворяла прекрасность их душ и чувств»?
В XIX веке возник Великий романтизм, и Гюго совершил огромный переворот в «истории любви»: в «Соборе Парижской Богоматери» тот, кто лучше и достойнее всех героев – совершеннейший урод телом. Такого ранее не было, предполагалось, что уродство тела всегда отражает уродство души; от горбунов, карликов и прочих уродцев исходило всяческое зло!
«С вершины все тропы ведут вниз», – замечает Веллер. И начинается все с литературы: вот уже маркиз де Сад, проповедник идей абсолютной свободы, не ограниченной ни нравственностью, ни правом, ни религией, создает свои «произведения».
Кстати, в начале 90-х в России огромными тиражами издавались собрания сочинений де Сада с такими предисловиями: «имел храбрость и смелость увидеть истинную душу человека и бесстрашно показать ее всем».
Колоссальный перелом произошел после Первой мировой войны: все кумиры, говорившие о высоких вещах, в то время как гибли миллионы людей, были повержены. Люди переставали верить во что бы то ни было, пытаясь урвать свою долю счастья в этом мире.
Появилось «великое поколение 1929 года» — вышли «Прощай, оружие» Хемингуэя, «На Западном фронте без перемен» Ремарка, «Шум и ярость» Фолкнера, «Смерть героя» Олдингтона… И Генри Миллер написал свои «знаковые книги», в том смысле знаковые, что в настроениях читателей что-то произошло – «началась плебеизация искусства», – делает выводы Веллер.
В XX веке происходят и другие «интересные» вещи»: до этого времени брак всегда освящался церковью. Теперь можно прожить и без этого – вспомните теорию «стакана воды» начала 20-х годов. Затем сексуальная революция 60-х, бэби-бумеры, поощрение рождаемости государством (дети – будущее любого государства), всеобщее равенство, борьба за права сексуальных меньшинств…
Отношение к сексуальным меньшинствам Михаил Веллер называет «лакмусовой бумажкой прогрессивистов: если ты за всеобщее равенство во всех смыслах – это хорошо, если нет – ты гомофоб, шовинист, сексорасист и тому подобное».
Любая система имеет свой цикл, это касается и социальных систем – цивилизаций. Когда цивилизации приходит срок рушиться, разъедается прежде всего мораль – известная, в общем-то, истина. Рим, Греция, Египет, Вавилон – любая цивилизация вершит свою историю через народ, и мы делаем то, что объективно должны делать исторически, вне социума человек не существует.
Книгу «Еретик» назвали книгой жестоких ответов, которые читателю предстоит сделать самому: гибнет ли наша цивилизация, каков выбор будущего – Золотой Век или пропасть?
Источник: